a3f.in.ua

Чуда не случилось: охрану общежитий для мариупольцев обеспечит уже известная "контора" за счёт бюджетных средств.

Чуда не случилось: охрану общежитий для мариупольцев обеспечит уже известная "контора" за счёт бюджетных средств.

Каждый год вооруженное подразделение Нацполиции из Донецкой области будет зарабатывать почти 10 миллионов гривен на охране социального жилья для жителей Мариуполя и офисных помещений для чиновников. Коммунальное предприятие, отвечающее за общежития, пока не объяснило, почему охрана должна включать человека с пистолетом, бронежилетом и каской. Также вызывает вопросы ситуация с нарушениями в использовании бюджетных средств, потраченных властями временно оккупированного города для удовлетворения жилищных нужд обычных граждан.

"Телеграф" изучил ответы должностных лиц Мариупольского городского совета, судебные решения и "свежие" объявления о проведении тендеров.

Без аналитической работы ответ по оружию невозможен

В последние дни 2024 года стало известно, что в 2025 году исполнительный комитет Мариупольского городского совета продолжит выделять средства на охрану как помещений, занимаемых чиновниками в Днепре, так и общежитий в Днепре, Киеве и Черновцах. В первом случае речь идет о 652,5 тыс. гривен в год, во втором – о 9 млн 198 тыс. гривен. Как и в прошлом году, услуги будут предоставлять Мариупольский межрайонный отдел управления полиции охраны в Донецкой области, который несколько лет подряд является единственным участником и победителем тендеров. Расходы на эту статью подвергались критике как со стороны рядовых мариупольцев, так и депутатов, в частности, Максима Бородина.

В исполкоме Мариупольского городского совета решили уклониться от обсуждения скандальной темы. Из десятка вопросов по реализации программы "ЯМариуполь.Жилье", изложенных "Телеграфом" в запросе, чиновники выбрали один относительно целесообразности организации круглосуточных пунктов охраны в социальном жилье с участием вооруженных полицейских и ответили: "Мариупольский горсовет и его исполнительный комитет закупку услуг по охране не осуществляли". При этом ответственные лица проигнорировали даже общие вопросы о количестве мариупольцев, уже получивших комнаты в общежитиях, условиях их проживания, планах по развитию социального жилья на текущий год, а также расходов, предусмотренных на эту статью.

Более подробным оказалось руководство коммунального учреждения "Мариупольское городское социальное общежитие". В ответе на запрос нашего издания директор Сергей Кесарев сообщил, что полностью заселен только объект в Днепре по ул. Лизы Чайкиной, 2 (новое название ул. Пехоты Короля). Здесь временное жилье получили 121 мариуполец. Еще 306 поселились в Днепре по ул. Нила Армстронга, 36, а в Киеве по ул. Пражской, 34 – 57 мариупольцев, и процесс заселения здесь продолжается. Решение о распределении жилья принимает исполком Мариупольского городского совета. При этом с жителями заключается договор ссуды (бесплатного пользования), согласно которому "пользователь не имеет права предоставленное жилое помещение для временного проживания приватизировать, обменивать и осуществлять разделение, предоставлять его в поднаем или вселять в него других граждан".

Таким образом, мариупольцы не платят за жилье, но обязаны компенсировать потребленные коммунальные услуги — отопление, водоснабжение, электроэнергию и т.п. Остальные расходы, "необходимые для обеспечения создания надлежащих условий для проживания (содержания имущества общежития) и организации быта, оплата услуг по управлению общежитий, содержание дежурных администраторов, другого персонала, установка и содержание систем видеонаблюдения и пожарной сигнализации осуществляется за счет бюджетных средств". Содержание трех упомянутых общежитий обойдется бюджету Мариупольской громады в 16 млн 129 тыс. гривен. В течение года планируется переоборудование и запуск еще двух объектов как социального жилья – в городе Черновцы (ул. Алексы Алмазова, 6) и Днепре (ул. Лазаряна, 2).

На этих пяти объектах в течение 2025 года будут круглосуточно дежурить представители полиции охраны. Организация таких постов, как указано в ответе руководителя коммунального учреждения, вызвана необходимостью "обеспечения пропускного режима и недопущения посторонних лиц в общежития, осуществления мероприятий по охране публичной безопасности и порядка в общежитиях и сохранения имущества, приобретенного за счет бюджетных средств или полученного от благотворительных организаций и находящегося в общем пользовании жителей общежитий". В 2024 году их функционирование обошлось городскому бюджету в 2 млн 548 тыс. гривен, а в 2025 году расходы вырастут в 3,6 раза и составят, как сообщалось, 9 млн 198 тыс. гривен.

При этом директор не посчитал нужным объяснить общественности, почему в технических условиях прописан именно такой вариант вооружения и экипировки (бронежилет, каска, огнестрельное оружие) для лиц, которые будут дежурить на постах охраны. Это условие, как отмечали мариупольцы, значительно ограничивает круг участников тендеров, и, следовательно, они проходят без конкуренции. В коммунальном заведении решили, что ответ будет требовать "проведения аналитической работы". При этом заверили "Телеграф", что договор не предусматривает привлечения победителя торгов к другим работам, кроме охраны социального жилья.

Несмотря на замечания, ремонты остаются текущими

Хотя Мариупольский городской совет продолжает реализацию проекта "ЯМариуполь.Жилье", к уже "запущенным" объектам были вопросы у финансовых контролеров и правоохранителей. Ревизия, проведенная специалистами Управления Восточного офиса Госаудитслужбы в Донецкой области весной 2024 года, выявила нарушения на десятки миллионов гривен. Например, более 43 млн гривен были перечислены фирмам, которые не удалось найти по адресам (как фактическим, так и юридическим). Это помешало "провести встречные сверки, убедиться в чистоте многомиллионных финопераций аудиторы не смогли и проинформировали об этом факте Госфинмониторинг". Еще 1,1 млн гривен мариупольские чиновники переплатили пяти подрядчикам, ремонтировавшим помещение во Львове и Днепре, включая временное жилье для ВПЛ. Кроме того, они купили оборудование по завышенным ценам, а часть оборудования контролеры не смогли обнаружить. При этом часть средств (сумма на сайте не указана) фирмы вернули коммунальному предприятию.

"Также фирма, которая ремонтировала бывшее общежитие в Днепре для ВПЛ, оформила эти работы как текущий ремонт. Хотя проводили восстановление крыши, потолка, полов, стен, замену конструктивных элементов здания и даже сооружение индивидуального теплового пункта, которые относятся к капитальному ремонту и требуют получения разрешительной документации", – сообщили в подразделении Госаудитслужбы

При этом и правоохранители, изучавшие деятельность Мариупольских чиновников в рамках уголовного производства, открытого по ч. 2 ст. 364 УК Украины, также убедились: виды ремонта указаны в документах неверно. И сделано это не случайно. "Последствиями умышленного определения заказчиком предмета закупки как текущий ремонт вместо капитального являются отсутствие проекта строительства и проведения экспертизы проекта, отсутствие разрешения Государственной инспекции архитектуры и градостроительства Украины (ДИАМ) на начало выполнения строительных работ и уход от ответственности за нарушение в виде штрафа, отсутствие технического и авторского надзора, что в свою очередь может привести к ухудшению качества выполненных работ из-за отсутствия определенных звеньев контроля за их проведением", – так объясняются действия чиновников в определении Ленинского