Каждый год вооруженное подразделение Нацполиции из Донецкой области будет зарабатывать почти 10 миллионов гривен на охране социального жилья для жителей Мариуполя и офисных помещений для чиновников. Коммунальное предприятие, отвечающее за общежития, пока не объяснило, почему охрана должна включать человека с пистолетом, бронежилетом и каской. Также вызывает вопросы ситуация с нарушениями в использовании бюджетных средств, потраченных властями временно оккупированного города для удовлетворения жилищных нужд обычных граждан.
"Телеграф" изучил ответы должностных лиц Мариупольского городского совета, судебные решения и "свежие" объявления о проведении тендеров.
В последние дни 2024 года стало известно, что в 2025 году исполнительный комитет Мариупольского городского совета продолжит выделять средства на охрану как помещений, занимаемых чиновниками в Днепре, так и общежитий в Днепре, Киеве и Черновцах. В первом случае речь идет о 652,5 тыс. гривен в год, во втором – о 9 млн 198 тыс. гривен. Как и в прошлом году, услуги будут предоставлять Мариупольский межрайонный отдел управления полиции охраны в Донецкой области, который несколько лет подряд является единственным участником и победителем тендеров. Расходы на эту статью подвергались критике как со стороны рядовых мариупольцев, так и депутатов, в частности, Максима Бородина.
В исполкоме Мариупольского городского совета решили уклониться от обсуждения скандальной темы. Из десятка вопросов по реализации программы "ЯМариуполь.Жилье", изложенных "Телеграфом" в запросе, чиновники выбрали один относительно целесообразности организации круглосуточных пунктов охраны в социальном жилье с участием вооруженных полицейских и ответили: "Мариупольский горсовет и его исполнительный комитет закупку услуг по охране не осуществляли". При этом ответственные лица проигнорировали даже общие вопросы о количестве мариупольцев, уже получивших комнаты в общежитиях, условиях их проживания, планах по развитию социального жилья на текущий год, а также расходов, предусмотренных на эту статью.
Более подробным оказалось руководство коммунального учреждения "Мариупольское городское социальное общежитие". В ответе на запрос нашего издания директор Сергей Кесарев сообщил, что полностью заселен только объект в Днепре по ул. Лизы Чайкиной, 2 (новое название ул. Пехоты Короля). Здесь временное жилье получили 121 мариуполец. Еще 306 поселились в Днепре по ул. Нила Армстронга, 36, а в Киеве по ул. Пражской, 34 – 57 мариупольцев, и процесс заселения здесь продолжается. Решение о распределении жилья принимает исполком Мариупольского городского совета. При этом с жителями заключается договор ссуды (бесплатного пользования), согласно которому "пользователь не имеет права предоставленное жилое помещение для временного проживания приватизировать, обменивать и осуществлять разделение, предоставлять его в поднаем или вселять в него других граждан".
Таким образом, мариупольцы не платят за жилье, но обязаны компенсировать потребленные коммунальные услуги — отопление, водоснабжение, электроэнергию и т.п. Остальные расходы, "необходимые для обеспечения создания надлежащих условий для проживания (содержания имущества общежития) и организации быта, оплата услуг по управлению общежитий, содержание дежурных администраторов, другого персонала, установка и содержание систем видеонаблюдения и пожарной сигнализации осуществляется за счет бюджетных средств". Содержание трех упомянутых общежитий обойдется бюджету Мариупольской громады в 16 млн 129 тыс. гривен. В течение года планируется переоборудование и запуск еще двух объектов как социального жилья – в городе Черновцы (ул. Алексы Алмазова, 6) и Днепре (ул. Лазаряна, 2).
На этих пяти объектах в течение 2025 года будут круглосуточно дежурить представители полиции охраны. Организация таких постов, как указано в ответе руководителя коммунального учреждения, вызвана необходимостью "обеспечения пропускного режима и недопущения посторонних лиц в общежития, осуществления мероприятий по охране публичной безопасности и порядка в общежитиях и сохранения имущества, приобретенного за счет бюджетных средств или полученного от благотворительных организаций и находящегося в общем пользовании жителей общежитий". В 2024 году их функционирование обошлось городскому бюджету в 2 млн 548 тыс. гривен, а в 2025 году расходы вырастут в 3,6 раза и составят, как сообщалось, 9 млн 198 тыс. гривен.
При этом директор не посчитал нужным объяснить общественности, почему в технических условиях прописан именно такой вариант вооружения и экипировки (бронежилет, каска, огнестрельное оружие) для лиц, которые будут дежурить на постах охраны. Это условие, как отмечали мариупольцы, значительно ограничивает круг участников тендеров, и, следовательно, они проходят без конкуренции. В коммунальном заведении решили, что ответ будет требовать "проведения аналитической работы". При этом заверили "Телеграф", что договор не предусматривает привлечения победителя торгов к другим работам, кроме охраны социального жилья.
Хотя Мариупольский городской совет продолжает реализацию проекта "ЯМариуполь.Жилье", к уже "запущенным" объектам были вопросы у финансовых контролеров и правоохранителей. Ревизия, проведенная специалистами Управления Восточного офиса Госаудитслужбы в Донецкой области весной 2024 года, выявила нарушения на десятки миллионов гривен. Например, более 43 млн гривен были перечислены фирмам, которые не удалось найти по адресам (как фактическим, так и юридическим). Это помешало "провести встречные сверки, убедиться в чистоте многомиллионных финопераций аудиторы не смогли и проинформировали об этом факте Госфинмониторинг". Еще 1,1 млн гривен мариупольские чиновники переплатили пяти подрядчикам, ремонтировавшим помещение во Львове и Днепре, включая временное жилье для ВПЛ. Кроме того, они купили оборудование по завышенным ценам, а часть оборудования контролеры не смогли обнаружить. При этом часть средств (сумма на сайте не указана) фирмы вернули коммунальному предприятию.
"Также фирма, которая ремонтировала бывшее общежитие в Днепре для ВПЛ, оформила эти работы как текущий ремонт. Хотя проводили восстановление крыши, потолка, полов, стен, замену конструктивных элементов здания и даже сооружение индивидуального теплового пункта, которые относятся к капитальному ремонту и требуют получения разрешительной документации", – сообщили в подразделении Госаудитслужбы
При этом и правоохранители, изучавшие деятельность Мариупольских чиновников в рамках уголовного производства, открытого по ч. 2 ст. 364 УК Украины, также убедились: виды ремонта указаны в документах неверно. И сделано это не случайно. "Последствиями умышленного определения заказчиком предмета закупки как текущий ремонт вместо капитального являются отсутствие проекта строительства и проведения экспертизы проекта, отсутствие разрешения Государственной инспекции архитектуры и градостроительства Украины (ДИАМ) на начало выполнения строительных работ и уход от ответственности за нарушение в виде штрафа, отсутствие технического и авторского надзора, что в свою очередь может привести к ухудшению качества выполненных работ из-за отсутствия определенных звеньев контроля за их проведением", – так объясняются действия чиновников в определении Ленинского