a3f.in.ua

За первые 20 дней работы военный омбудсмен получила почти 4 тысячи обращений. Какие проблемы встречаются чаще всего?

Об этом она сообщила на своей странице в Facebook.

По словам Решетиловой, в обращениях, которые она получила, военнослужащие жалуются на трудности с получением направления на лечение после ранений, на срочные и плановые операции, а также на последствия тяжелых контузий, панические атаки и острые посттравматические расстройства.

«Из обращений видно, что часто командиры игнорируют рекомендации медиков, даже из собственного подразделения. Никакого индивидуального подхода и рассмотрения», — отметила Решетилова.

Омбудсмен заявила, что военнослужащие месяцами страдают от заболеваний и в итоге «очень часто просто идут в СОЧ за медицинской помощью». Она привела пример военного с ВИЧ, который добровольно мобилизовался в начале войны, но теперь у него обострились проблемы со здоровьем.

«Некоторые не отправляют на лечение и ВВК. На 24 января у него есть направление на операцию, но часть угрожает подать в СОЧ. Зачем? Чего добивается воинская часть? Смерти этого военнослужащего? Эффективного выполнения им задач в таком состоянии?» — спрашивает чиновница.

Решетилова отметила, что иногда ей приходится лично звонить командирам, «объяснять ситуацию и просить, чтобы подписали рапорт».

«Но так быть не должно. Внимание к состоянию здоровья военнослужащего должно стать приоритетом как для военных медиков, так и для командиров подразделений, а также всей системы в целом», — подчеркнула она.

Вторая по распространенности проблема — переводы между воинскими частями, отмечает омбудсмен. По ее словам, «очень часто» командиры не исполняют приказ о переводе или намеренно переводят военнослужащих против их воли на другие должности.

«Вчера один офицер прямо сказал: "Мы не позволим воровать у нас людей". Но военнослужащие — это не товар. Они служат там, где чувствуют уважение к себе. Поэтому укомплектованность подразделения — это первый показатель лидерских качеств командира», — считает омбудсмен.

Кроме того, Решетилова упомянула о проблемах СОЧ, обращениях от семей военнопленных и пропавших без вести, а также о случаях пыток, избиений и жестокого обращения со стороны собственного командования. В частности, о пытках сообщалось в шести обращениях.

«Мы оперативно установили личность человека, который перед строем пытал военнослужащего с помощью электрошокера. Это оказался командир батальона. Выяснилось, что издевательства и избиения, часто без причины, — это систематическая практика в этом батальоне», — рассказала чиновница.

Она отметила, что по ее заявлению ГБР открыло уголовное производство. В настоящее время проводится служебное расследование, а командира уже отстранили от должности.

«О ситуации в этом батальоне знали все примерно с сентября. Избитые военнослужащие подавали жалобы в ВСП и на высшее командование, ситуацию фиксировала контрразведка. Но никто не предпринял никаких мер. И это требует отдельной проверки», — подытожила она.

В то же время 302 обращения не касались защиты военнослужащих, сообщила чиновница. По словам Решетиловой, в этих письмах люди «ищут справедливости и пытаются обращаться во все органы власти», чтобы привлечь внимание к своим проблемам. Такие обращения офис военного омбудсмена направил в разные ведомства.

Больше о военном омбудсмене

Еще в апреле 2024 года Министерство обороны совместно с уполномоченным Верховной Рады по правам человека Дмитрием Лубинцем создало Центральное управление защиты прав военнослужащих. Этот орган фактически предусматривал создание должности военного омбудсмена.

19 ноября, во время представления внутреннего «плана устойчивости» в парламенте, президент Владимир Зеленский объявил, что в ближайшее время Министерство обороны и военное командование должны выбрать и назначить военного омбудсмена.

30 декабря глава государства подписал указ о назначении Ольги Решетиловой уполномоченной по защите прав военнослужащих и членов их семей. До этого она работала журналисткой и правозащитницей.